rippijuhla

Буквально неде­лю назад я впер­вые не толь­ко побы­ва­ла в люте­ран­ской фин­ской церк­ви, но и сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ла, что такое кон­фир­ма­ция в Финляндии, и поче­му этот обряд счи­та­ют одним из самых важ­ных в жиз­ни чело­ве­ка после Крещения. 

Оговорюсь сра­зу, я кре­ще­на в пра­во­слав­ной вере и ее при­дер­жи­ва­юсь, поэто­му о таком поня­тии, как “кон­фир­ма­ция” впер­вые услы­ша­ла толь­ко здесь. Хотя, ока­зы­ва­ет­ся, что у фин­ских пра­во­слав­ных тоже есть свой празд­ник взрос­ле­ния, кото­рый они пере­ня­ли у люте­ран. Это и орга­ни­за­ция лаге­ря, и про­ве­де­ние празд­ни­ка. Такого нет ни у одних пра­во­слав­ных хри­сти­ан мира – толь­ко у финнов.

Конфирмация в люте­ран­ской вере — это пер­вое при­ча­стие в воз­расте 15 лет. Это осо­знан­ное при­ня­тие лич­ной веры, несмот­ря на то, что кре­ще­ние у люте­ран про­ис­хо­дит в мла­ден­че­стве. Кроме того, после кон­фир­ма­ции под­ро­сток ста­но­вит­ся пол­но­прав­ным, взрос­лым чле­ном церк­ви. Он может без взрос­лых под­хо­дить к при­ча­стию и при необ­хо­ди­мо­сти быть крест­ным на крещении.

rippijuhla

В тече­ние года ребя­та, кото­рые будут про­хо­дить обряд, долж­ны опре­де­лён­ное коли­че­ство раз посе­тить мес­сы, а летом, перед кон­фир­ма­ци­ей, неде­лю про­ве­сти в под­го­то­ви­тель­ном лаге­ре, где они изу­ча­ют цер­ков­ные зако­ны, зна­ко­мят­ся с верой побли­же и окон­ча­тель­но само­сто­я­тель­но при­ни­ма­ют осо­знан­ное реше­ние: быть люте­ра­на­ми или нет.

Конфирмация — зна­чи­тель­ное собы­тие в жиз­ни моло­дых людей и боль­шой семей­ный празд­ник, к кото­ро­му гото­вят­ся зара­нее, рас­сы­лая при­гла­ше­ния, в том чис­ле и близким.

Поэтому гостей по тако­му слу­чаю в церк­ви соби­ра­ет­ся мно­го. Традиционно пре­под­но­сят в пода­рок одну розу сра­зу после обря­да. А уже дома во вре­мя празд­но­ва­ния дарят день­ги, подар­ки и открытки.

rippijuhla

Дресс-кода для посе­ще­ния люте­ран­ской церк­ви нет, как и стро­го­го — “пла­ток на голо­ву и длин­ная юбка”. Но жен­щин в брю­ках прак­ти­че­ски не было, зато мне вто­рой раз (после ресто­ра­на по слу­чаю 70-лет­не­го юби­лея) уда­лось уви­деть финок в пла­тьях, туф­лях и с маки­я­жем. Мужчины же все, как один, были в костю­мах и галстуках.

У всех кон­фир­ман­тов во вре­мя обря­да оди­на­ко­вая одеж­да: длин­ные белые пла­тья, кото­рые выда­ют­ся при­хо­дом бес­плат­но на вре­мя про­ве­де­ния кон­фир­ма­ции. Но сто­ит напом­нить, что в Финляндии суще­ству­ет цер­ков­ный налог, кото­рый начи­на­ют пла­тить по дости­же­нии 18 лет. Если ты явля­ешь­ся при­хо­жа­ни­ном церк­ви, ты еже­ме­сяч­но вно­сишь опре­де­лен­ный про­цент, и тогда все цер­ков­ные обря­ды для тебя бес­плат­ны и ты при­ни­ма­ешь в них пол­но­прав­ное уча­стие. Если же налог ты отка­зы­ва­ешь­ся пла­тить, то офи­ци­аль­но счи­та­ешь­ся “отлу­чен­ным от церк­ви”. Ты можешь ее посе­щать, но вот кре­стить ребен­ка, вен­чать­ся или быть крест­ным не сможешь.

rippijuhla

Вся цер­ков­ная мес­са длит­ся при­бли­зи­тель­но два часа, но, если чест­но, я не успе­ла устать, пото­му что посто­ян­но бега­ла с теле­фо­ном и фото­гра­фи­ро­ва­ла все и всех. Да и во вре­мя служ­бы мож­но спо­кой­но сидеть, толь­ко пару раз пас­тор попро­сил всех под­нять­ся с мест. Слов молитв и псал­мов я прак­ти­че­ски не пони­ма­ла, хотя пас­тор гово­рил мед­лен­но и на “книж­ном” язы­ке, но с удо­воль­стви­ем с закры­ты­ми гла­за­ми слу­ша­ла пение под орган.

Во вре­мя кон­фир­ма­ции ребя­та про­хо­дят несколь­ко эта­пов, а в самом кон­це поют пес­ни и полу­ча­ют сви­де­тель­ства. Выходят на ули­цу, где их уже ожи­да­ют с цве­та­ми и фото­ап­па­ра­та­ми. После фото­сес­сии, кон­фир­ман­ты воз­вра­ща­ют цер­ков­ную одеж­ду и отправ­ля­ют­ся домой вме­сте со все­ми гостями.

rippijuhla

Стоит отме­тить, что у фин­нов обыч­но на празд­ни­ки, даже на день рож­де­ния, не при­ня­то накры­вать огром­ные сто­лы, кото­рые будут ломить­ся от еды (про­чти­те ста­тью “Если ты — финн”, и все пой­ме­те). В этом слу­чае, как и на Рождество, есть свои исклю­че­ния. Разнообразие блюд и отсут­ствие алко­го­ля. Кроме того, обя­за­тель­но несколь­ко блюд, кото­рые гото­вит сам кон­фир­мант, как еще одно под­твер­жде­ние само­сто­я­тель­но­сти. Этот празд­ник — преж­де все­го, воз­мож­ность для род­ствен­ни­ков и дру­зей встре­тить­ся, поздра­вить друг дру­га, побол­тать и попить кофе вместе.

Также обя­за­тель­но дела­ют мно­го фото: и “винов­ни­ка” тор­же­ства и всех гостей. По тра­ди­ции, одну из самых удач­ных фото роди­те­ли отпе­ча­ты­ва­ют в типо­гра­фии и в виде открыт­ки отправ­ля­ют всем, кто при­нял уча­стие в этом собы­тии. Мы свою пока еще ждем 🙂

rippijuhla

Что хочу ска­зать в заклю­че­ние? Что орга­ни­за­ция празд­ни­ка и его смысл мне очень понра­ви­лись. И я дей­стви­тель­но счи­таю, что у ребен­ка, как и у взрос­ло­го, долж­но быть пра­во выбо­ра сво­ей веры. И если по каким-то сооб­ра­же­ни­ям ему не близ­ка вера, в кото­рой его кре­сти­ли, ребе­нок, как любая лич­ность, име­ет пра­во от нее отка­зать­ся или сменить.

Однажды мы заве­ли с мамой раз­го­вор о том, что роди­те­ли, полу­ча­ет­ся, сами реша­ют за ребен­ка, какой веры он будет при­дер­жи­вать­ся и вся­че­ски с рож­де­ния ему это веру “навя­зы­ва­ют”. Но явля­ет­ся ли это чест­ным по отно­ше­нию к ребен­ку? И, может, все-таки пра­виль­нее было бы кре­стить ребен­ка уже в созна­тель­ном воз­расте, когда он пони­ма­ет, что это за обряд?

И тогда моя мама отве­ти­ла так: “Да, навер­ное, было бы пра­виль­нее давать ребен­ку пра­во выбо­ра веры. Но в мла­ден­че­стве мы сами реша­ем и совер­ша­ем обряд кре­ще­ния для ребен­ка, пото­му что несем за него ответ­ствен­ность, в том чис­ле и перед Богом. И с нашей сто­ро­ны мы хотим дать ребен­ку защи­ту со всех сторон,а Божью защи­ту мы можем дать ему, исхо­дя из нашей веры, кото­рую мы при­ни­ма­ем и осо­зна­ем. Моя зада­ча — пока­зать ему луч­шие сто­ро­ны веры, кото­рой при­дер­жи­ва­юсь я, и объ­яс­нять зна­че­ния празд­ни­ков, при­во­дить при­ме­ры, сво­дить в цер­ковь и дать почи­тать Библию, напри­мер. Но когда ребе­нок ста­но­вит­ся взрос­лым, он впра­ве сам решать, под защи­той како­го Бога он чув­ству­ет себя осо­бен­но силь­ным, или ему вооб­ще хочет­ся верить толь­ко в душе без допол­ни­тель­ных атри­бу­тов. Но в этот момент мы пони­ма­ем, что, как роди­те­ли, мы сде­ла­ли все, что мог­ли. Дальше любой его выбор, в том чис­ле и веры, — это его ответ­ствен­ность, как любо­го взрос­ло­го чело­ве­ка. И если когда-то после он разо­ча­ру­ет­ся в вере или в сво­ем Боге, кото­ро­го он выбрал сам, он не смо­жет ска­зать роди­те­лям: “Это все из-за вас”. В вопро­сах веры, как и в любых дру­гих, я про­тив край­но­стей. И все же думаю, что если бы во мно­гих рели­ги­ях детям раз­ре­ша­ли самим выби­рать себе Бога, на зем­ле было бы мень­ше войн и ненависти”.

Хотя, если чест­но, не знаю, как я бы отнес­лась к тому, что мой ребе­нок решил бы сме­нить пра­во­сла­вие на какое-нибудь дру­гое веро­ис­по­ве­да­ние. Но я точ­но знаю, что я все­гда его буду любить. По-мое­му, в этом и есть глав­ный смысл любой веры — в люб­ви и принятии.