театр в коувола

Театр — это такая кафед­ра, с кото­рой мож­но мно­го ска­зать миру добра. Николай Васильевич Гоголь

В дет­стве я меч­та­ла стать актри­сой. И играть в теат­ре. Я люби­ла сце­ну, я чув­ство­ва­ла себя сво­ей, сто­и­ло открыть­ся зана­ве­су или заиг­рать мело­дии, под кото­рую я выхо­ди­ла к мик­ро­фо­ну, что­бы вести кон­церт­ную про­грам­му. Я вхо­ди­ла в труп­пу люби­тель­ско­го теат­ра, и мы разъ­ез­жа­ли с “гастро­ля­ми” по все­му рай­о­ну. Говорят, что для хоро­ше­го акте­ра нет пло­хих ролей, но, как мне кажет­ся, имен­но пло­хие герои мне уда­ва­лись луч­ше все­го. Мне уда­лось побы­вать Бабой-Ягой и Кикиморой, Снежной Королевой и Купалинкой, и даже коро­вой и Буратино. А в коман­де КВН мне все­гда доста­ва­лись самые слож­ные по испол­не­нию роли. Я жила сце­ной, я виде­ла себя актри­сой, но в ито­ге очу­ти­лась на пре­по­да­ва­тель­ской ска­мье. Наверное поэто­му, сто­ит мне очу­тить­ся на сцене или зай­ти в костю­мер­ную, как внут­ри под­ни­ма­ет­ся вол­на вос­тор­га и гру­сти, я рас­прав­ляю пле­чи, вды­хаю запах и кла­ня­юсь неви­ди­мым зрителям.

Именно смесь вос­тор­га, носталь­гии и гру­сти я испы­та­ла, как толь­ко пере­сту­пи­ла порог фин­ско­го теат­ра в нашем горо­де Коувола. Мы при­шли не на спек­такль, мы при­шли на экс­кур­сию, где нам обе­ща­ли не про­сто пока­зать, а рас­крыть все тай­ны заку­ли­сья. Закулисья моей меч­ты. К сло­ву, мы как раз ока­за­лись на экс­кур­сии во вре­мя под­го­тов­ки пре­мье­ры это­го сезо­на — тан­го-мюзик­ла “Satumaa” (“Сказочная стра­на”), поэто­му уви­де­ли даже боль­ше, чем долж­ны были 🙂

театр в коувола
Костюмерная теат­ра горо­да Коувола. Фото Anne Jokivirta

Если вы когда-нибудь быва­ли в костю­мер­ной, то зна­е­те этот спе­ци­фи­че­ский запах, кото­рый не спу­та­ешь ни с чем. И атмо­сфе­ру. Как буд­то попа­да­ешь в один огром­ный гар­де­роб, в кото­ром есть все. Несколько сотен пар обу­ви, костю­мов и пла­тьев раз­лич­ных фасо­нов, шля­пы, рем­ни, аксессуары…И для каж­до­го из них наста­нет свой “звезд­ный час”.

Многие костю­мы шьют здесь же, в мастер­ской, неко­то­рые нахо­дят в секонд-хен­дах и на раз­лич­ных рас­про­да­жах. Особенно, если нуж­ны костю­мы про­шлых веков.

театр в коувола
Мастерская теат­ра горо­да Коувола. Фото Anne Jokivirta

Мастерская по поши­ву - отдель­ный мир со сво­и­ми зву­ка­ми, запа­ха­ми и атмо­сфе­рой. Можно уви­деть, как из из огром­но­го кус­ка тка­ни рож­да­ет­ся пиджак, и из несколь­ких десят­ков пуго­виц под­би­ра­ет­ся наи­луч­ший вари­ант. Спрашиваю у глав­ной по мастер­ской, сколь­ко костю­мов им при­хо­дит­ся шить за один раз? Она сме­ет­ся и отве­ча­ет, что все зави­сит от спек­так­ля, конеч­но. Для мюзик­ла, напри­мер, почти все при­шлось шить самим. А это око­ло 100 пред­ме­тов одеж­ды! И “это, конеч­но, целая магия — когда из, каза­лось бы, обыч­но­го, ничем не при­ме­ча­тель­но­го кус­ка мате­ри­а­ла, появ­ля­ет­ся пла­тье, кото­рое будет на актри­се, и имен­но такой ее запом­нят в этой роли: воз­душ­ной, лег­кой, кра­си­вой. Мы созда­ем не про­сто пред­мет одеж­ды, мы про­ек­ти­ру­ем образ, созда­ем вто­рую кожу”.

театр в коувола
Гримерная теат­ра горо­да Коувола. Подготовка к пре­мье­ре. Фото Emma-Sofia Hautala

Идем даль­ше и попа­да­ем в свя­тая свя­тых — гри­мер­ки акте­ров. Все, как в кино: зер­ка­ла, свет над ними, сту­лья, кос­ме­ти­ка повсю­ду. Пока они пусту­ют, но уже через какое-то вре­мя ожи­вут, заси­я­ют, напол­нят­ся шумом, вол­не­ни­ем и ожи­да­ни­ем. А, может быть, наобо­рот, тиши­ной, кото­рую будут нару­шать лишь дыха­ние, повто­ре­ние роли и скрип стула.

театр в коувола
На перед­нем плане Унто Мононен (актер Юсси Пухакка), фото­граф Nadi Hammouda

Мы уви­де­ли мастер­скую по изго­тов­ле­нию рек­ви­зи­та, ком­на­ту отды­ха акте­ров, где они на экране теле­ви­зо­ра они могут видеть, сколь­ко оста­лось до их выхо­да, посмот­ре­ли на сце­ну гла­за­ми акте­ра, осве­ти­те­ля, зву­ко­ре­жис­се­ра и суф­ле­ра, и нам даже уда­лось уви­деть неко­то­рый рек­ви­зит. Прямо при нас за кули­сы при­гна­ли авто­мо­биль 1960‑х годов, кото­рый нужен для буду­ще­го спектакля.

Оказавшись на сцене и рас­смат­ри­вая зри­тель­ный зал, я в оче­ред­ной раз пожа­ле­ла о том, что когда-то пошла на пово­ду ума, а не серд­ца. Но совсем не надолго.

Ведь даже сей­час я чув­ствую, что испол­няю одну из самых важ­ных и люби­мых ролей в моих жиз­ни — пишу. У меня есть свои зри­те­ли, свой сце­на­рий и даже автор­ское про­чте­ние, своя костю­мер­ная из слов и пред­ло­же­ний и мастер­ская по созда­нию обра­зов. Я точ­но так­же, как и акте­ры перед выхо­дом на сце­ну, вол­ну­юсь перед тем, как нажать кноп­ку “опуб­ли­ко­вать”.

Но самое глав­ное — я так­же, как и насто­я­щие акте­ры, знаю, что когда опу­стит­ся зана­вес и зал опу­сте­ет, мне будет чем гор­дить­ся, о чем сожа­леть, чему научить­ся и что еще ска­зать. А зна­чит, впе­ре­ди еще не один сезон! Спасибо тебе, мой самый искрен­ний, бла­го­дар­ный и заме­ча­тель­ный зри­тель, мой читатель!

театр в коувола
Хили (актер Сату Таалайкайнен) поет на танц­по­ле, а Унто Монатонен (актер Юсси Пухакка) сопро­вож­да­ет спра­ва. Фото Nadi Hammouda.

Все фото предо­став­ле­ны теат­ром горо­да Коувола. Премьера мюзик­ла состо­ит­ся 2 сен­тяб­ря в 18.00. Я иду и обя­за­тель­но поде­люсь сво­им впе­чат­ле­ни­ем от уви­ден­но­го и услы­шан­но­го. До встре­чи в теат­ре и на стра­ни­цах блога!