Художник Елена Палмроос, акварелист, Финляндии

Я верю, что в каж­дом из нас живёт твор­че­ский чело­век: худож­ник, тан­цор, писа­тель, скуль­птор. И всё, что нуж­но, — раз­ре­шить себе им быть. Не важ­но, сколь­ко вам лет, в какой стране вы живё­те, и сколь­ко оши­бок уже запи­са­но в вашей кни­ге судь­бы. И если Душа про­сит тво­рить, вполне воз­мож­но, имен­но так в вашу жизнь сту­чат­ся сча­стье и гар­мо­ния. Впустите их, как когда-то это сде­ла­ла геро­и­ня сего­дняш­не­го интер­вью — худож­ни­ца Елена Палмроос.

- Лена, рас­ска­жи немно­го о себе.

- Я — педа­гог и худож­ник. Уже почти 20 лет живу в Финляндии, куда пере­еха­ла со Смоленщины. По обра­зо­ва­нию педа­гог, пре­по­да­ва­тель ИЗО. С дет­ства  увле­ка­лась живо­пи­сью и рисо­ва­ла. Папа хоро­шо рисо­вал, но имен­но про­фес­си­о­наль­ных худож­ни­ков в семье до меня не было.

- Как инте­рес­но! А есть ли какие-то вос­по­ми­на­ния из дет­ства, свя­зан­ные с рисо­ва­ни­ем, кото­рые до сих пор вызы­ва­ют тёп­лые воспоминания?

- Мне сра­зу при­хо­дит на ум одно. Дождь за окном, я сижу в мастер­ской у худож­ни­ка и пишу аква­ре­лью. У меня про­цесс идёт мед­лен­но, но я вижу, что полу­ча­ет­ся очень кра­си­во. Это моя пер­вая такая боль­шая аква­рель­ная рабо­та и я в пред­вку­ше­нии. Но тут я вижу, как вся крас­ка мед­лен­но сте­ка­ет и вся кра­со­та исче­за­ет на глазах.

К сча­стью, этот слу­чай не отбил жела­ния рисо­вать даль­ше, наобо­рот, вдох­но­вил. В тот момент я поня­ла, что нуж­но мно­го рабо­тать, и пообе­ща­ла себе, что обя­за­тель­но при­ру­чу акварель.

интервью с финской художницей Еленой Палмроос

- И у тебя это полу­чи­лось! Скажи, был ли у тебя в то вре­мя худож­ник или кумир, на кого ты очень хоте­ла быть похо­жей в сво­их рабо­тах или в том, как он вопло­ща­ет свою меч­ту? Был ли кто-то, на кого ты равнялась?

- Меня все­гда инте­ре­со­ва­ло твор­че­ство Михаила Александровича Врубеля. Мне нра­ви­лись соче­та­ния цве­тов, темы его кар­тин. В своё вре­мя меня очень впе­чат­лил его «Демон» и его цве­то­вая гам­ма. И, навер­ное, уже тогда я полю­би­ла все оттен­ки сине­го. А судя по тому, как быст­ро закан­чи­ва­ет­ся синий, и в каком коли­че­стве я его ску­паю, то да, имен­но он — мой люби­мый цвет. Кобальт синий, уль­тра­ма­рин синий, бирю­зо­вый и раз­ные оттен­ки сине­го — мои фавориты.

- В каком сти­ле ты пишешь и как ты при­шла к нему?

- К сожа­ле­нию, мои пер­вые рисун­ки не сохра­ни­лись, что­бы отсле­дить мои твор­че­ские поис­ки с само­го нача­ла, но я их пом­ню. Я про­бо­ва­ла раз­ные тех­ни­ки: и мас­ло, и акрил, и аква­рель. Акварель все­гда была моим куми­ром. Хотя мне кажет­ся, что я до сих пор нахо­жусь в твор­че­ском поис­ке и поис­ке сво­е­го стиля.

- Есть ли какая-то люби­мая кар­ти­на, кото­рую ты можешь назвать самой луч­шей? Я пони­маю, что это, как у мамы с детьми: я всех детей люб­лю оди­на­ко­во. Наверное, у худож­ни­ка так же про­ис­хо­дит: каж­дую свою кар­ти­ну люб­лю по-сво­е­му, пото­му что она рож­де­на в опре­де­лен­ный момент тво­ре­ния. Но, может, у тебя есть какая-то кар­ти­на, кото­рую ты можешь назвать луч­шей за всё вре­мя, что ты рисуешь?

- Уверена, что будут ещё луч­ше кар­ти­ны, но на дан­ный момент одна из самых доро­гих — кар­ти­на “Белые шипов­ни­ки”. Это кар­ти­на, кото­рую я писа­ла лет­ней ночью, когда моя доч­ка была малень­кая. Чтобы уеди­нить­ся, тво­рить и зани­мать­ся твор­че­ством, мне при­хо­ди­лось не спать ноча­ми. Я писа­ла с нату­ры. Летом в Финляндии, как извест­но, белые ночи.  Я поста­ви­ла букет бело­го шипов­ни­ка воз­ле себя, что­бы было хоро­шее осве­ще­ние и писа­ла её с осо­бым вдох­но­ве­ни­ем. И мне кажет­ся, что на этой кар­тине мне по-насто­я­ще­му уда­лось пере­дать осве­ще­ние белых ночей.

Elena Palmroos, artist, Kouvola- А есть ли такие рабо­ты, кото­рые ты начи­на­ла рисо­вать и не закан­чи­ва­ла? И почему?

- Да, несколь­ко есть. Несколько аква­рель­ных кар­тин и кар­ти­ны напи­сан­ные мас­лом. Если я пишу и в какой-то момент пони­маю, что нуж­но было сде­лать по-дру­го­му, я остав­ляю кар­ти­ну до луч­ших вре­мён. Они или сто­ят, или хра­нят­ся в пап­ке, и, может, я даже когда-то добе­русь до них с масти­хи­ном и доде­лаю или пере­де­лаю пол­но­стью. Даже неокон­чен­ны­ми кар­ти­на­ми я доволь­на, так как за это вре­мя я полу­чи­ла дра­го­цен­ный опыт. И когда я нач­ну дру­гую рабо­ту в таком жан­ре, я точ­но знаю, что смо­гу вопло­тить её так, как задумала.

- Как все успе­вать? Как все сов­ме­щать? Постоянную рабо­ту, твор­че­ство и семью?

- Как бы баналь­но это ни зву­ча­ло, но рас­ста­вить при­о­ри­те­ты. Когда у тебя заказ, то ты обя­за­тель­но най­дешь на него вре­мя. А вот если для себя, то не факт. Поэтому начи­нать тво­рить луч­ше с утра. Если начать с утра , то точ­но сде­ла­ешь. И пусть весь мир подо­ждет! Мне повез­ло: меня пони­ма­ет и под­дер­жи­ва­ет семья. Муж и дочь гор­дят­ся мной и посе­ща­ют все мои выстав­ки. Они с пони­ма­ни­ем отно­сят­ся к тому, что Лена ушла рисо­вать кар­ти­ну в 5 утра и может вер­нуть­ся в 11 ночи со сло­ва­ми: “Ой, надо же, как позд­но! А  я толь­ко закончила!”. 

Люди твор­че­ские меня пой­мут: когда идёт поток, ты тво­ришь запо­ем, не обра­щая вни­ма­ния ни на вре­мя, ни на то, когда ты послед­ний раз ела. Отдаться это­му пото­ку — луч­шее, что может сде­лать худож­ник и для себя, и для сво­ей семьи, и для цело­го мира. 

-  Очень даже пони­маю, о чём ты сей­час гово­ришь. Часто гово­рят, что люди твор­че­ские – это про­вод­ни­ки. Что на самом деле не худож­ник рису­ет, а худож­ни­ком рису­ют. Когда ты пишешь кар­ти­ну, быва­ет у тебя ощу­ще­ние, что не ты сво­ей рукой вот это все сей­час нано­сишь на полот­но, а какая-то боже­ствен­ная, выс­шая сила помо­га­ет тебе это создавать?

- Да, быва­ет. Я испы­та­ла это на себе. Действительно очень часто кажет­ся, что это не ты рису­ешь, а кто-то дру­гой водит тво­ей рукой. Я назы­ваю это момен­та­ми вдох­но­ве­ния. Ощущение, что ты тво­рец, я испы­ты­ваю и в такие момен­ты, когда вижу свою же кар­ти­ну после того, как она воз­вра­ща­ет­ся ко мне после выстав­ки. Стою, смот­рю на кар­ти­ну: “Ого! Неужели это я нарисовала?”.
Хочется ещё доба­вить, что так как мы — про­вод­ни­ки, то это, конеч­но, накла­ды­ва­ет опре­де­лен­ные обя­за­тель­ства. То есть это сво­е­го рода долг. И на под­со­зна­тель­ном уровне он все­гда с тобой. Когда ты не тво­ришь, у тебя нет вре­ме­ни, ты зани­ма­ешь­ся чем-то дру­гим, то чув­ству­ешь неудо­вле­тво­рен­ность и  посто­ян­но пом­нишь о том, что тебе нуж­но испол­нить долг.  Поэтому, когда я зани­ма­юсь живо­пи­сью, поми­мо воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вать себя как чело­ве­ка и как худож­ни­ка, у меня есть стой­кое ощу­ще­ние, что я выпол­няю своё пред­на­зна­че­ние, отдаю свой долг. И имен­но в этот момент я неве­ро­ят­но спо­кой­на, счаст­ли­ва и нахо­жусь в гар­мо­нии с собой и миром. Это такое состо­я­ние пото­ка и душев­но­го спо­кой­ствия, кото­рое не спу­та­ешь ни с каким другим!

Художница Елена Палмроос, Коувола- Здорово! И, как я пони­маю, в про­цес­се рабо­ты над кар­ти­ной люби­мая часть — это когда ты пишешь? Или нет? Что ты любишь боль­ше все­го в про­цес­се созда­ния кар­ти­ны? Начало, когда нано­сишь пер­вый штрих, или резуль­тат? Или что-то ещё?

- Каждый раз быва­ет по-раз­но­му. Много раз само люби­мой частью было пла­ни­ро­ва­ние кар­ти­ны. Например, я могу услы­шать строч­ку из како­го-то сти­хо­тво­ре­ния и пони­маю: вот оно! И в этот момент важ­но вовре­мя почув­ство­вать внут­рен­ний душев­ный подъ­ём, уеди­нить­ся, дать волю фан­та­зии и делать пер­вые наброс­ки пря­мо в блок­нот! Иногда я вклю­чаю музы­ку и это помо­га­ет настро­ить­ся на нуж­ный лад и под­дер­жи­вать вдох­но­ве­ние и огонь в душе, кото­рый раз­го­ра­ет­ся вме­сте с новой идеей.

- Получается  идеи для сво­их кар­тин ты берёшь из окру­жа­ю­ще­го тебя мира?

- В основ­ном, да. Например, вер­нув­шись из путе­ше­ствия, я вспом­ни­ла, что в дет­стве рисо­ва­ла исто­рии в кар­тин­ках. Прототипы комик­сов, кото­рых в наше вре­мя не было. У меня тоже были тек­сты, репли­ки, кото­рые были свя­за­ны меж­ду собой.  И вер­нув­шись из путе­ше­ствия по Венеции,  заго­ре­лась новой иде­ей. А что если сно­ва начать рас­ска­зы­вать исто­рии в кар­ти­нах? С юмо­ром, с пер­со­на­жа­ми, у кото­рых самые раз­ные харак­те­ры. Именно харак­те­ры я и хочу нари­со­вать так, что­бы каж­дый пер­со­наж был “гово­ря­щим”. 

- А быва­ют ли у тебя твор­че­ские кри­зи­сы? Как ты с ними справляешься?

- Конечно, быва­ют. Это когда ты рабо­та­ешь, пишешь и как бы чув­ству­ешь, что нет раз­ви­тия, твор­че­ско­го роста, топ­чешь­ся на месте. Если взять аква­ре­ли, то они как буд­то какие-то плос­кие, и полу­ча­ют­ся не такие, как хоте­лось бы.
Что в таком слу­чае нуж­но делать? Конечно, посе­щать музеи, выстав­ки, учить­ся у масте­ров с миро­вой извест­но­стью, у совре­мен­ных худож­ни­ков (я сле­жу за твор­че­ством Ильи Ибряева, Константина Стерхова, Николаса Лопеза и др.), изу­чать новые вея­ния, раз­ви­вать так назы­ва­е­мую насмот­рен­ность. Благо, сей­час в интер­не­те доста­точ­но мате­ри­а­ла: мно­го мастер-клас­сов, видео. Просто смот­реть, не обя­за­тель­но повто­рять. Мне вооб­ще кажет­ся, что это про­бле­ма совре­мен­но­сти — повто­рять. Я нико­гда не копи­ро­ва­ла чужие рабо­ты, поэто­му счи­таю, что важ­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и не боять­ся делать ошиб­ки. Даже если на мастер-клас­се гово­рят, что нуж­но взять  вот этот кад­мий жел­тый, сме­шать с уль­тра­ма­ри­ном, что­бы полу­чил­ся вот такой отте­нок, это совер­шен­но не зна­чит, что у вас полу­чит­ся имен­но так.

Не быва­ет двух оди­на­ко­вых работ. Каждая рабо­та со сво­им харак­те­ром, настро­е­ни­ем. Важно под­хо­дить твор­че­ски даже к сме­ши­ва­нию кра­сок, и тогда вы и сами нач­нё­те заме­чать, что от каж­дой кар­ти­ны идёт опре­де­лён­ная энер­гия. Энергия и душа автора.

Интервью с художницей Еленой палмроос из Коуволы

- Как ты счи­та­ешь, искус­ству рисо­ва­ния мож­но научиться?

- Да. Но при­дёт­ся мно­го рабо­тать, раз­ви­вать себя, учить­ся не зави­сеть от чужо­го мне­ния. И посто­ян­но про­бо­вать раз­ные тех­ни­ки, искать свой стиль, свой почерк. Бороться со сво­им “не могу”, “не полу­ча­ет­ся” и не боять­ся оши­бать­ся. С твор­че­ством у мно­гих людей, как гово­рят фин­ны, “traumatisoiva kokemus” (трав­ма­ти­че­ский опыт). Так как я рабо­таю с под­рост­ка­ми, в основ­ном, а у них, как извест­но, в пере­ход­ном воз­расте очень зани­жен­ная само­оцен­ка, то моя основ­ная зада­ча, как педа­го­га, сде­лать всё воз­мож­ное, что­бы смяг­чить этот самый опыт, при­дать им сме­ло­сти реа­ли­зо­вы­вать себя и помочь дви­гать­ся дальше.

Важно так­же пом­нить, что все мы раз­ные. И каж­дый из нас с рож­де­ния уже талант­лив. Поэтому чув­ству­е­те, что Душа про­сит рисо­вать? Рисуйте! Остальное — дело техники.

- Какой совет ты бы дала начи­на­ю­щим художникам?

- Не сто­ит ждать, когда посе­тит вдох­но­ве­ние. С вдох­но­ве­ни­ем каж­дый смо­жет и каж­дый напи­шет. Просто начать делать. Первый штрих. Лучше начать с наброс­ка. Носить блок­но­тик с собой и посто­ян­но набра­сы­вать туда инте­рес­ные идеи. И рисо­вать, рисо­вать, рисо­вать. Учиться и рабо­тать посто­ян­но. В Финляндии, напри­мер, очень мно­го воз­мож­но­стей зани­мать­ся твор­че­ством и раз­ви­вать­ся. Я, напри­мер, по суб­бо­там хожу в Taidekeskus Antares рисо­вать обна­жён­ные моде­ли. И это совер­шен­но бес­плат­но. кста­ти, в Финляндии мно­гие худож­ни­ки устра­и­ва­ют свои выстав­ки в кафе,  биб­лио­те­ке и неболь­ших гале­ре­ях. Уверена, что и в дру­гих горо­дах такие воз­мож­но­сти для раз­ви­тия и про­дви­же­ния тоже есть.

- Расскажи о сво­их буду­щих пла­нах по пово­ду уча­стия в выстав­ках и твор­че­ских проектах.

-  Как я уже упо­мя­ну­ла выше, пла­ни­рую создать серию работ «исто­рия в кар­ти­нах». Думаю, что нач­ну с Италии, а кон­крет­но — с Венеции, кото­рая меня вдох­но­ви­ла. В буду­щем, хочу попро­бо­вать сде­лать такую же исто­рию и о Финляндии.
Если гово­рить о гло­баль­ных пла­нах и меч­тах, то в буду­щем я вижу себя худож­ни­ком, кото­рый актив­но участ­ву­ет в выстав­ках по все­му миру. Летом я участ­во­ва­ла в меж­ду­на­род­ной выстав­ке в Хельсинки, а теперь хочу поучаст­во­вать со сво­и­ми рабо­та­ми в меж­ду­на­род­ной аква­рель­ной выстав­ке во Франции. И бук­валь­но на днях вер­ну­лась из Москвы, где про­хо­дил арт-фести­валь. Кстати, совсем ско­ро у меня в соц­се­тях появят­ся видео и интер­вью с мои­ми люби­мы­ми художниками.
Недавно меня при­ня­ли в Финский союз худож­ни­ков-аква­ре­ли­стов (Suomen Akvarellitaiteen yhdistys). Помимо это­го, я явля­юсь чле­ном сою­за худож­ни­ков горо­да Коуволы (Kouvolan taideseura) и Куусанкоски (Kuusankosken taideseura), поэто­му в пла­нах уча­стие в сов­мест­ных выстав­ках с мест­ны­ми художниками.
И, конеч­но, пла­ни­рую регу­ляр­но про­во­дить пер­со­наль­ные выстав­ки. Например, сей­час в цен­тре досу­га горо­да Инкеройнен про­хо­дит моя тре­тья пер­со­наль­ная выстав­ка “В поис­ках гар­мо­нии” (до 29 нояб­ря вклю­чи­тель­но), а с 29.9 по 25.10.2020 моя пер­со­наль­ная выстав­ка будет про­хо­дит в “Kouvolan talo” в музей­ном квар­та­ле горо­да Коуволы.

Выставка "В поисках гармонии"в Коуволе- Расскажи подроб­нее про свою выстав­ку. Почему имен­но “В поис­ках гармонии”?

-  Когда я дума­ла, как назвать выстав­ку, я посмот­ре­ла свои рабо­ты и осо­зна­ла, что я посто­ян­но стрем­люсь к кра­со­те и ищу гар­мо­нию во всем и вез­де: в жиз­ни, в душе, в кар­ти­нах. Хотя в наше вре­мя счи­та­ет­ся, что искус­ство не обя­за­тель­но долж­но быть кра­си­вым и радо­вать глаз, важ­нее — что ты хочешь ска­зать. Сама идея выстав­ки заклю­ча­ет­ся в прин­ци­пе “Искусство при­хо­дит в дом”. В тече­ние меся­ца у пожи­лых людей, посе­ща­ю­щих центр досу­га, есть воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к пре­крас­но­му, менять их дей­стви­тель­ность и улуч­шать настро­е­ние. Выставка абсо­лют­но бес­плат­ная, поэто­му при­гла­шаю и вас в гости. Мне очень хочет­ся, что­бы мои кар­ти­ны нашли отклик в серд­цах зри­те­лей. Если хотя бы одна кар­ти­на улуч­шит настро­е­ние, пода­рит чув­ство спо­кой­ствия, нена­дол­го поме­ня­ет дей­стви­тель­ность, зна­чит я всё делаю не зря.

- Потрясающе! Спасибо огром­ное за такую насы­щен­ную и инте­рес­ную бесе­ду! Твоё напут­ствие чита­те­лям интервью. 

- Желаю всем посто­ян­но нахо­дить­ся в твор­че­ском поис­ке. Необязательно в живо­пи­си. Просто по жиз­ни. Интересоваться новым, смот­реть на мир широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми, заме­чать мело­чи, дове­рять пото­ку и не боять­ся откры­вать новые гори­зон­ты. В общем, посто­ян­но нахо­дить­ся в поис­ках гар­мо­нии. Вчера, сего­дня и завтра.

Познакомиться с Еленой и её рабо­та­ми можно: 

в Facebook

в Instagram