К сча­стью, я нико­го не уби­ва­ла. Так назы­ва­ет­ся пер­вая кни­га из серии детек­ти­вов про Марию Каллио фин­ской писа­тель­ни­цы Ленны Лехтолайнен. И пер­вый скан­ди­нав­ский детек­тив, кото­рый я прочла. 

Кто такая Леена Лехтолайнен?

Финская писа­тель­ни­ца, лите­ра­тур­ный кри­тик, кото­рая про­сла­ви­лась в Финляндии после того, как в 1976 году, в 12 лет опуб­ли­ко­ва­ла свой пер­вый роман. Но насто­я­щую сла­ву “коро­ле­ве фин­ско­го детек­ти­ва” при­нес­ла серия про детек­ти­ва фин­ской поли­ции Марию Каллио. Критики назы­ва­ют ее фин­ской Агатой Кристи, рус­ской Дарьей Донцовой и родо­на­чаль­ни­цей фин­ско­го оте­че­ствен­но­го жен­ско­го детек­ти­ва. Серия о Марии Каллио ста­ла осно­вой для 13-серий­но­го сери­а­ла (“Rikospoliisi Maria Kallio”), а так­же была пере­ве­де­на почти на 20 язы­ков мира.

В сво­их интер­вью Леена часто гово­рит о том, что писа­те­лем быть слож­но, нуж­но быть кем-то еще и уметь делать что-то другое.

Очень любит фигур­ное ката­ние. Именно поэто­му она пишет для жур­на­ла по фигур­но­му ката­нию “Taitoluistelu”). А идеи мно­гих книг писа­тель­ни­це при­хо­дят во вре­мя лыж­ных про­гу­лок. А детек­тив­ный жанр стал инте­ре­сен в тот пери­од (1980‑е года), когда по роду сво­ей дея­тель­но­сти Лехтолайнен иссле­до­ва­ла и изу­ча­ла твор­че­ство фин­ских писа­тель­ниц. Именно тогда и воз­ник­ло жела­ние попро­бо­вать себя в этом жан­ре, про­ве­рить, а полу­чит­ся ли.

И на мой взгляд полу­чи­лось. Мне не с чем срав­нить кни­ги Леены Лехтолайнен. Я не чита­ла пока дру­гих скан­ди­нав­ских детек­ти­вов, а тем более не знаю скан­ди­нав­ских авто­ров-жен­щин, кото­рые бы писа­ли еще в этом жан­ре. И если взять во вни­ма­ние еще и тот факт, что этот роман был напи­сан в 1993 году, то мож­но одно­знач­но ска­зать: “Мое пер­вое убий­ство” удалось.

В осно­ве сюже­та — убий­ство одно­го из участ­ни­ков сту­ден­че­ско­го хора. Подозреваемые все. Дело пору­ча­ют поли­цей­ско­му — жен­щине Марии Каллио. И рас­сле­до­ва­ние пред­став­ля­ет­ся труд­ным не толь­ко пото­му, что самое пер­вое в карье­ре детек­ти­ва, но и пото­му, что участ­ни­ков хора она зна­ет лично.

Несмотря на про­стой, а места­ми и черес­чур сухой язык, сюжет и дина­ми­ка детек­ти­ва мне понра­ви­лись. В том чис­ле и опи­са­ние фин­нов, фин­ских буд­ней и поли­цей­ской рабо­ты. Неожиданно для себя обна­ру­жи­ла, что Леена Лехтолайнен не при­укра­ши­ва­ет фин­скую дей­стви­тель­ность, а, ско­рее, обна­жа­ет ее, пока­зы­вая сво­их сооте­че­ствен­ни­ков и с отри­ца­тель­ных сто­рон, в том числе.

Детектив не пока­зал­ся мне скуч­ным. Даже если на пер­вый взгляд кажет­ся, что убий­ство про­стое. До само­го кон­ца я не была уве­ре­на в том, кто же убий­ца, несмот­ря на то, что заме­ча­ла несты­ков­ки в пока­за­ни­ях и вне­зап­ные “исчез­но­ве­ния” героев.

Еще один плюс кни­ги в необыч­ной пода­че и коли­че­стве глав. В самом нача­ле при­во­дит­ся сти­хо­тво­ре­ние Эйно Лейно, и каж­дая стро­ка ста­ла назва­ни­ем для оче­ред­ной гла­вы и допол­ни­тель­ным смыс­лом, если читать внимательно.

Лодочку река несет —
            где ж пути конец придет?
Легко чита­ет­ся. Даже если места­ми скуч­но, а автор углуб­ля­ет­ся в рас­суж­де­ния и иссле­до­ва­ние соци­аль­ных про­блем, это оку­па­ет­ся отсут­стви­ем лиш­них дви­же­ний “в сто­ро­ну” и посто­ян­ной дина­ми­кой сюже­та. Типично в фин­ском сти­ле: пря­мо, по суще­ству и без лиш­них эмоций.
Знакомство с авто­ром про­дол­жу для того, что­бы понять, в чем фено­мен Леены Лехтолайнен и поче­му такое гром­кое срав­не­ние с Агатой Кристи. Вполне воз­мож­но, пер­вый детек­тив из этой серии не очень силен по срав­не­нию с дру­ги­ми, да и судить по одно­му про­из­ве­де­нию (по край­ней мере в слу­чае с фин­ски­ми авто­ра­ми) некор­рект­но. Но что-то неуло­ви­мо при­ят­ное в ее сти­ле все-таки есть. Надеюсь, смо­гу понять, что именно.
Читаете детек­ти­вы? А какие скан­ди­нав­ские детек­ти­вы вы мог­ли бы посо­ве­то­вать к прочтению?